ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Как долго будет длиться взаимодействие с ребенком?

Четко обозначенного срока взаимоотношений в процессе Наставничества нет. В Договоре о Наставничестве не установлен термин. Это зависит от возможностей Наставника, от потребностей ребенка и от множества других факторов, которые могут повлиять на продолжительность отношений, в каждом случае это индивидуально. Более детально это обсуждается с Наставником на этапе его подготовки, а также, на этапе формирования пары. Специалисты нашего проекта рекомендуют рассчитывать, как минимум на 1,5-2 года взаимодействия. Желательно, чтобы дружба между Наставником и ребенком длилась как можно дольше.

В каком возрасте можно стать наставником?

C 18 лет и без ограничений далее. Наставнику возрастной категории более 50 лет сложнее взаимодействовать с ребенком в силу многих объективных причин. По крайней мере, именно это показывает наша практика. Но мы не исключаем позитивного влияния на ребенка в любом возрасте. В нашем проекте есть наставница-пенсионер, которая посещала ребенка с ДЦП 2-3 раза в неделю, руководство детского дома говорит о ней, как о лучшей наставнице этого учреждения.

Должен ли быть у меня какой-то финансовый уровень для того, чтоб я мог быть хорошим Наставником?

Финансовое положение не имеет значения в Наставничестве, деньги нужны в основном на проезд. В наставничестве главное – умение принимать ребенка и выстроить с ним доверительные отношения без подарков. Безусловно, если кандидат в наставники не работает и не имеет никакого дохода, ему будет непросто ездить в интернатное учреждение, ведь большинство из них находятся обычно за пределами города.

Я живу не в Киеве, хочу стать наставником – с чего мне начать? Что делать?

Если вы хотите стать наставником:
1) для начала мы рекомендуем вам подробно изучить информацию о процессе наставничества, в этом вам поможет вебинар — https://goo.gl/SdymLF
2) Если, после просмотра, вы утвердились в вашем решении быть наставником, вам нужно обратиться в ближайший к вам Центр социальных служб для семьи, детей и молодежи (ЦСССДМ) или в партнерскую организацию (ПО), которая готовит наставников (если такая присутствует в вашем регионе), с целью прохождения обучения для наставников.
3) Обучитесь Наставничеству в Областном Центре социальных служб (ОЦСССДМ) или ПО. В результате успешного прохождения курса, ОЦСССДМ выдаст вам «высновок».
4) Для того, чтобы найти ребенка, вам необходимо обратиться в ваш Центр социальных служб или в любое детское учреждение, которое находится рядом с вашим домом. При встрече предоставьте «высновок» от Центра и изъявите свое желание встретиться с ребенком для установления контакта.
5) Проведите от 1 до 3 тестовых встреч с ребенком, чтобы получить его согласие на ваше наставничество.
6) В случае согласия ребенка, заключите Договор о наставничестве с директором учреждения и ОЦСССДМ в отношении этого ребенка.

Что мне нужно, чтобы стать наставником? Что я должен иметь/уметь для этого?

Необходимый минимум:
— Располагать временем (желательно встреча 1 раз в неделю);
— Иметь возможность оплачивать проезд до места, где размещен ребенок;
— Уметь дружить;
— Быть коммуникабельным;
— Иметь ресурс принятия и терпения;
— Достичь 18-ти лет;
— Пройти обучение для Наставников.

Чем заниматься с ребенком?

Если говорить о направлениях Наставничества, то это: социализация, профориентация, помощь в учебе. Более детальный план разрабатывается под конкретного ребенка, после формирования пары Ребенок-Наставник. Но в целом, можно общаться и играть на территории учреждения. Можно ходить в парк, кафе, в гости, на работу к Наставнику и его друзьям для профориентации. Можно посещать выставки, театры, если это интересно ребенку. Вместе готовить еду, делать какие-то покупки. Заниматься спортом – турники, футбол, посещать матчи. Все, что вы планируете делать с ребенком вне стен учреждения должно быть обязательно согласовано с руководством учреждения.

Как понять, могу ли я быть наставником?

Вам сложно будет понять это в одиночку. Процесс подготовки Наставников (изучение информации, консультация в Центре социальных служб, обучение) даст вам возможность взвесить свои силы и мотивы. Если вы хорошо ладите с детьми, если желаете помочь одному ребенку из интерната, то вам стоит сделать первый шаг и по мере продвижения в процессе, прислушивайтесь к себе и принимайте взвешенное решение.

Может ли женщина быть наставником для мальчика?

Может. Но она должна иметь соответствующий ресурс именно для этого ребенка. Кроме того, немаловажна и разница в возрасте между Наставником и Ребенком. Если речь идет о мальчике-подростке, ему нельзя подбирать молодую девушку. Точно так же и большая разница в возрасте может помешать строить отношения, потому что маленький мальчик нуждается в активности, спорте, и взрослая женщина может быть не готова к такому.

Как часто надо встречаться с ребенком?

Мы рекомендуем для построения доверительных отношений посещать ребенка не реже 1 раза в неделю минимум на 2 часа. Встречи должны быть регулярными. Это важно для построения доверия. Дети из учреждений привыкли, что к ним приезжают и не возвращаются, поэтому необходимо показать ребенку, что вы действительно заинтересованы в нем и хотите дружить с ним длительно, еженедельно.

В дальнейшем, ребенок может подсказать вам, какая частота встреч удобна ему, особенно это делают подростки.

Какое обучение и как долго его надо проходить, чтоб я смог начать работать с ребенком?

Обучение занимает три полных дня. Обычно – это будние дни, так как тренинги могут проводить Областные Центры социальных служб для семьи детей и молодежи (ОЦСССДМ). Если тренинг проводит партнерская организация (ПО) (общественная или благотворительная), то дни могут быть выбраны и выходные. После прохождения тренинга в ПО, необходимо будет пройти небольшое тестирование от ОЦСССДМ для получения «высновка».

Могу ли я в будущем усыновить своего воспитанника?

Да, если ребенок, с которым вы взаимодействуете имеет статус для усыновления. Вам необходимо обратиться в органы опеки (служба по делам детей по месту вашей регистрации) и при условии получения статуса усыновителя.

К кому мне обращаться за помощью, если у меня возникнут проблемы во взаимодействии с воспитанником?

Если возникнут проблемы, которые сложно решить, обязательно нужно обратиться за помощью к специалисту, дабы не усложнить ситуацию и взаимодействие между наставником и ребенком. Если ребенок находится в учреждении, можно проконсультироваться со специалистом на месте в учреждении, либо непосредственно там, где наставник проходил обучение, подавал документы. Не оставайтесь наедине с этой проблемой, ее нужно решать! Также часто помогает общение с другими более опытными наставниками.

Если мне надо будет уехать, что мне делать с воспитанником?

Просто предупредить его о том, что вам необходимо уехать на время. Но вы не бросаете его. И по возможности сможете общаться с ним по телефону или интернету (зависимо от ваших возможностей). Если вы уезжаете из страны надолго, тогда возможно, вы могли бы позаботиться о том, чтобы у вашего ребенка появился новый наставник, возможно, кто-то из ваших друзей. В любом случае, оставайтесь на связи с ребенком через социальные сети, если это подросток, или телефон воспитателя, если ребенок маленький.

На какие темы можно общаться с воспитанником?

С воспитанником можно и нужно общаться на всевозможные темы, таким образом, вы будете развивать его. Избегайте опасных тем до тех пор, пока воспитанник сам не захочет поднять их.
Опасные темы в общении с ребенком:
— Травмы прошлого;
— Ситуация в семье (в настоящее время или в прошлом);
— Решение конфликтов;
— Школьная успеваемость;
— Правонарушения;
— Наркотическая зависимость;
— Проявление ранней сексуальности;
— Медикаментозное лечение;
— Психические и эмоциональные проблемы;
— Ухудшение поведения;
— Культурные отличия.

ВОПРОСЫ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

Могу ли я помочь ребенку в лечении?

Подобная помощь не является обязательной для наших Наставников. Мы неоднократно говорим за период подготовки к процессу взаимодействия с детьми, что самая главная помощь ребенку – это принятие его таким, каков он есть; это построение с ним доверительных отношений и подготовка его к самостоятельной жизни.
Но если ваш Воспитанник нуждается в лечении, а вы можете и хотите ему помочь – это прекрасно! Несмотря на то, что детские учреждения обязаны заботиться о здоровье детей, все мы знаем, что уровень этой заботы оставляет желать лучшего (в силу объективных причин). Поэтому, как Проект, не видим ничего плохого в том, чтобы медицинская помощь была оказана Наставником, если он имеет соответствующий ресурс, высказывает свое желание, а администрация учреждения, в свою очередь, не против подобной помощи.
Наставники нашего проекта не раз помогали детям с зубами, гастроентерологией, операциями, часто медицинские компании делали это бесплатно.

Могу ли я общаться с родителями своего воспитанника?

Всегда нужно понимать цель любого общения и это индивидуально. При этом нужно быть осторожным, знать и принимать во внимание информацию о семье и, если вы решили общаться с родителями воспитанника, делать это лучше на нейтральной территории в общественном месте. Большинство детей в интернатах имеют родителей (92%), Наставничество предусмотрено для ребенка прежде всего. Если у вас есть желание и ресурс поддержать родителей и попробовать изменить ситуацию для всей семьи, вы можете попробовать это сделать.

Что делать, если у моего воспитанника появилась зависимость?

Первое, что наставник должен помнить, это принятие ребенка таким, каков он есть. И если ребенок вам открылся в том, что у него есть зависимость или же вы случайно об этом узнали, нужно сначала поговорить с воспитанником, понять, как это произошло, что побудило, зависимость какого характера (наркотики, алкоголь, компьютеры, игровые автоматы, порно и т.д.), и что он собирается делать дальше. Вы можете предложить воспитаннику помощь, рассказав ему о последствиях этой зависимости, что будет, если ничего не предпринять и оставить все, как есть. При этом дайте ему понять, что вы поможете пройти ему процесс реабилитации, будете поддерживать его. Также здесь важно проконсультироваться со специалистами, кто может решать такого рода проблемы. Не решайте эту проблему в одиночку, тем более если вы не специалист в этой области. Это должен делать компетентный человек! Ваша задача – поддержка и принятие Воспитанника (не его поведения) и разумные границы, чтобы не поддаться манипуляции со стороны зависимого. Наставник находится по одну сторону с ребенком в решении проблемы.

Как я могу решить жилищный вопрос своего воспитанника?

Этими вопросами занимается Служба по делам детей, в которой статусный ребенок (сирота или лишенный родительской опеки) состоит на учете. Если ваш ребенок не статусный (имеет родителей), попробуйте обратиться к директору учреждения и спросить о возможных вариантах.

Ребенок постоянно просит, чтобы я его забрал (усыновил), но я не могу. Что делать?

В нашем проекте соответственно методологии каждому ребенку, который попадает в проект, должны рассказать, кто такой Наставник, что он может и не может. Будущий Наставник – это просто старший друг, а не потенциальный усыновитель. Человек стал Наставником именно потому, что не может или не готов усыновить.
Если вы волонтер, который посещает ребенка в интернатном учреждении без помощи какой-либо общественной организации, координатора-специалиста, то мы рекомендуем вам прежде всего быть честным с ребенком и обозначить соответствующие границы в отношениях с ним. Это значит, что буквально с первых встреч с ним вы должны аккуратно и дружелюбно объяснить ребенку, что вы хотите стать ему старшим другом, наставником, для того, чтобы помочь ему развиваться в жизни, обрести новые необходимые навыки или профессию. Наставник не должен позволять ребенку называть его мамой или папой, как бы приятно для него это не звучало. Лучше сразу попросить ребенка называть вас просто по имени, без «мама».
По той же причине мы не рекомендуем часто забирать ребенка к себе домой.

Воспитанник выпускается из интерната. Я боюсь, что он потратит все подъёмные деньги, как ему помочь и проконтролировать?

Безусловно, этот риск очень велик! И выпускники чаще всего так и поступают, даже имея прекрасных Наставников.

Конечно, для снижения подобного риска необходимо учить ребенка правильному отношению к деньгам, планированию своего бюджета, постановке целей и задач в жизни.

Ваша задача, как Наставника, — дать ему все необходимые знания и навыки для того, чтобы он смог мудро распорядиться финансами. Но вы не можете нести ответственность за выбор ребенка. Именно его выбор приведет к определенным последствиям, а последствия – неплохой учитель.

Поэтому рекомендуем вам не бояться подобных вещей, а просто сделать со своей стороны все возможное, чтобы научить ребенка правильно. Кроме того, помните, что вы – Наставник, и не в состоянии контролировать его 24 часа в сутки. Он должен научиться выбирать сам, и потом сам справляться с последствиями своего выбора. Так формируется самостоятельность. А это именно то, что нам необходимо воспитать в наших воспитанниках.

Как узнать, какие льготы есть у воспитанника?

Общую информацию о льготах для детей разной категории можно найти в интернете в законодательной базе, а также, позвонив в Службу по делам детей или в Социальную службу, где ребенок непосредственно находится на учете.

Можно ли приводить ребенка к себе домой?

Мы не рекомендуем забирать детей к себе домой на первых порах общения. Вам нужно быть уверенными в том, что вы готовы это сделать. Ваши члены семьи должны быть готовы к приходу нового гостя. Подобные визиты возможны тогда, когда отношения сформированы, доверительны и нет рисков ни для Наставника и его семьи, ни для Ребенка.
Конечно, трудно социализировать ребенка-сироту, не выходя из интерната, но это вполне возможно. Кроме того, если его отпускают с вами за пределы учреждения, то вы можете водить его в разные места в целях социализации. Например, в парк, кафе, магазин, кинотеатр. Можно познакомить его с разными профессиями, посещая различные учреждения. Можно познакомить его со своей семьей не в своем доме, а в парке, кафе. Для того, чтобы Ребенок мог посещать ваш дом, необходимо подать в Службу по делам детей дополнительные документы. Далее Служба должна составить Акт об условиях проживания, и каждый член вашей семьи должен письменно согласиться с визитом ребенка.
Детальнее эта процедура описана в пункте 16 и 17 Положения о Наставничестве — http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/465-2017-%D0%BF

Директор хочет, чтобы я материально помог интернату. Что мне делать?

Наставникам рекомендуется изначально ставить границы как с администрацией учреждений, так и с детьми. Честность и открытость всегда помогают в таких случаях.

Когда следует прекратить взаимоотношения с ребенком?

Можно ли прекратить дружбу? Вы, конечно, можете переехать в другой город, и возможность видеть ребенка регулярно пропадет. Но вы можете созваниваться или писать друг другу письма.
В нашем проекте активная фаза взаимодействия заканчивается чаще всего тогда, когда ребенок покидает интернат, начинает учиться в учебном заведении или работать, адаптируется в новой социальной среде. Наставнические отношения перерастают в простую дружбу, и пара общается тогда, когда возникает такая необходимость у кого-либо из них.
Важно помнить, что переход ребенка из интерната в самостоятельную жизнь – это самый сложный период его жизни. И здесь очень необходима поддержка Наставника. При выпуске из интерната Договор о наставничестве завершится. Вы можете посмотреть и другие причины остановки Договора в Положении пункт 15 — http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/465-2017-%D0%BF

Чем занять воспитанника? Как с пользой провести время?

Всегда нужно отталкиваться от самого ребенка, от его индивидуальных особенностей, его потребностей, возраста и того, что вы хотите дать ребенку. Изучив потребности ребенка, вы ставите цель вашего взаимодействия и продумываете шаги для достижения этой цели. К каждой встречи наставнику необходимо готовиться, но при этом во время встречи быть гибким, чувствовать ребенка и понимать, что ему необходимо в данный момент. Помните, маленькие дети информацию и навыки лучше усваивают в игровой форме, к подросткам нужен другой подход, в любом случае, должен быть индивидуальный подход к каждому ребенку.

Воспитанник просит купить дорогую вещь. Как мне себя вести?

Чтобы получить развернутый ответ на вопрос, мы рекомендуем вам посмотреть наш вебинар, посвященный манипуляциям — https://www.youtube.com/watch?v=_q__BwnsAD8
Очень важно быть с ребенком максимально честным и не бояться прямо сказать ему «нет». Дети больше обижаются на недосказанность и полуправду, чем на прямой и искренний ответ. Будьте доброжелательны, спокойны, но достаточно тверды и последовательны. Ваше «нет» сегодня не может превратиться в «да» завтра.
Всегда есть риск того, что ребенок будет воспринимать вас как спонсора, а не друга, поэтому мы не рекомендуем дарить подарки детям до установления доверительных отношений. А это примерно после 0,5 года регулярных встреч.