Наверняка у каждого человека, который так или иначе соприкасается с жизнью ребенка, возникают вопросы, например, как подать пример правильной жизни и подлинных ценностей или как установить прочные отношения с ребенком, или же к примеру, как приучить ребенка к дисциплине, проявляя любовь и одновременно достигая результатов и т.д. В серии статей мы рассмотрим четыре принципа, необходимых в воспитании детей. О первом принципе поговорим сейчас.
Глядя на современную культуру, очень легко допустить, чтобы главным мотивирующим фактором в воспитании стал страх. Многие боятся, что наши дети попадут в неприятности. Всякий раз, когда те делают шаг влево или шаг вправо, мы беспокоимся. Поэтому мы, взрослые, ограждаем их стенами со всех сторон, навязываем им массу правил, которые ограничивают их свободу, зато это позволяет нам спокойно спать по ночам.
Напуганные потенциальными опасностями, многие зацикливаются на том, чего мы не хотим для наших детей: «Не хочу, чтобы он стал наркоманом!», «Не хочу, чтобы она начала половую жизнь слишком рано!» Мы скованы СТРАХОМ, и поэтому, чаще всего, выстраиваем оборону вокруг детей. Возведя вокруг ребенка стены, пытаемся занять его время полезными делами – записываем во всевозможные кружки и секции, надеясь, что те двери, которые мы, взрослые, САМИ перед ним откроем, зачастую не спрашивая самого ребенка, выведут их на правильный путь. В результате мы подавляем их личность или изолируем их от общества, запрещая заниматься теми делами или общаться с теми людьми, которые могут причинить им вред…Но, мы легко теряем ориентир и стремимся, в первую очередь, избежать опасности, вместо того, чтобы воспитать в детях силу характера, что позволит им самостоятельно делать выбор и принимать решение в пользу ценностей. Кроме того, дети привыкают полагаться на нас взрослых, чтобы мы защитили их от этого злого мира, перекладывают свою ответственность, и так и не осваивают навыков, необходимых для активной самостоятельной жизни.
Воспитание не приносит плодов, если оно не имеет четкой направленности или основано на страхе, побуждающем нас предугадывать и устранять любую возможную угрозу. Итак, рассмотрим первый принцип, который поможет в воспитании личности – Принцип1: Ставьте четко определенные задачи.
- Целенаправленное воспитание подразумевает наличие цели и начинается с позитивных, четко определенных задач. Как говориться, если вы целитесь в никуда, то непременно туда и попадете. Для того, чтобы встать на путь успешного воспитания, необходимо иметь представление о том, куда этот путь должен привести – какими вы хотите видеть своих детей, какие ценности им привить. Это поможет принимать верные решения даже в очень сложных ситуациях.
- Не нужно слишком придираться к детям и выдвигать им чрезмерные требования, которые произведут обратный эффект.
- Важно создать условия, которые помогут детям понимать и принимать.
- Обращайте внимание на главное и будьте снисходительны к второстепенному.
- Делайте все возможное, чтобы помочь ребенку полностью раскрыть свой потенциал.
- Важно, чтобы ребенок знал, что в него верят.
- Обращайте внимание на внутренние переживания, этические вопросы, а не просто на внешние правила поведения.
- Больше времени проводите вместе, в общении, чтобы ребенок чувствовал свою ценность для вас, а также делитесь с ним своими переживаниями, таким образом он будет чувствовать, что его мнение важно для вас.
- Показывайте ребенку причинно-следственную связь, интересуясь его мнением.
- Подкрепляйте свои слова делами. Дети не станут строить свою жизнь на одних только словах. Родители или взрослый значимый человек для ребенка, если говорить в контексте наставничества – это их основной пример для подражания, и дети внимательно наблюдают за нашими качествами и поступками.
- Всегда быть честными и искренними перед детьми, не лицемерить.
- Следите за своей моделью поведения, так как ваши дети будут во многом похожи на вас. Они последуют тем моделям, которые переняли от вас.
- Будьте позитивными. Показывайте детям ваше отношение к неудачам (где вы черпаете силу) и к успеху.
- Просите прощение у ребенка, когда виноваты. Таким образом он будет делать тоже самое.
- Ходите с ребенком на свидание, где только вы и он, когда он может раскрыться и поделиться своими переживаниями или просто побыть вместе.
- Прощайте ребенка и друг друга, не вспоминая больше и не употребляя фразы: «Я же говорил или говорила тебе».
- Задайте себе вопрос: «Хочу ли я, чтобы мои дети или дети, на чью жизнь я влияю, выросли такими, как я?». Являетесь ли вы для вашего ребенка примером, достойным подражания?
- Молитесь за детей ваших и познакомьте их с Богом.
Дети будут поступать не так, как вы говорите, а так, как вы поступаете. Характер детей формируется под влиянием ролевых моделей, и в первую очередь – родителей. Личный пример всегда гораздо сильнее слов! И в первую очередь, мы, взрослые, должны быть такими, каким хотим видеть наших детей!
И здесь будет уместен вопрос: «Что мне нужно изменить ради блага детей?».
Воспитание детей – это больше, чем провести их через этапы возрастного развития… Это служение.